18 июня нам с Иваном Сурвилло нужно было доехать от метро «Бульвар Рокоссовского» до метро «Щелковская».
Многие проехали бы этот маршрут вот так:
Ну, или так:
А никуда не опаздывающие — так:
Мы с Ваней проехали его так:
То есть побывали абсолютно на всех 199 открытых станциях. (Вообще-то их 200, но «Фрунзенская» закрыта. Жаль. Испортили нам всю красоту.)
То, что мы сделали, называется Метромарафон. Такие заезды уже проводились в некоторых столицах (Нью-Йорк, Рим, Париж…) В Москве мы — одни из первых.
За месяц до нас то же сделали энтузиасты под руководством аналитика из Яндекса. Собственно, их маршрут мы и взяли. 🙂
Но давайте по порядку.
Идея постучалась в Ванину светлую голову почти сразу же после заезда команды Яндекса. Ваня ее гостеприимно принял и загорелся, а позже зажег меня. И — понеслась.
Сначала мы запланировали Метромарафон на 4 июня. Но из-за того, что Ваня проспал по веской технической причине решено было отложить его на 19-е. Впрочем, может, это и к лучшему.
Внимательный читатель заметил, что отложили мы на 19-е, а не на 18-е число. 19 июня — воскресенье; расчет был на то, что по воскресеньям в метро меньше народа. Однако по иронии судьбы 19 июня закрыли участок Замоскворецкой линии (в простонародии — зеленой ветки). Поэтому мы поехали днем раньше.
В первоначальной версии проекта не было грандиозных планов по трансляциям в соцсетях, звонкам на «Москву 24» с предложениями о нас поснимать и прочим амбициозностям. Кустарно: сели и поехали. Приехали, попрощались, пришли домой, упали спать не раздеваясь. Все просто и понятно.
Но жизнь внесла коррективы. На М24 я позвонил. Шесть раз. Потом пять раз оттуда позвонили мне. Сказали, снимут.
И вот 18 июня в 5:30 утра мы встретились на «Киевской» и через полчаса ожидания (пока откроется метро, пока отправится первый поезд) отчалили наконец на «Бульвар Рокоссовского».
Там нас уже ждал оператор «Москвы 24», чтоб уговорами добиться от нас пары слов в камеру. Мы поломались для виду, но слова сказали. Ну вы понимаете. Мы ж добрые.
Вот они, слова:
Я плохо на камеру говорю.
— Иван Сурвилло
В момент нашего отправления на часах было 6:23 утра.
В планах была остановка на каждой станции и качественная съемка на айфон с селфи-палкой моноподом короткой проходки в слоу-мо. А потом монтаж из 199 проходок впечатляющего клипа, который затмил бы яндексово видео из фотографий.
Так вот, хрен там. Доехав к девяти утра до Бутово, мы поняли: качественно и все — не выйдет. Либо то, либо другое. Или опоздаем везде, и придется ночевать в метро. Эта перспектива нас не радовала, поэтому мы перестали выходить из поезда на каждой станции. Вместо этого начали совершать «марш-броски», как выразились на «Москве 24». (Ну, вы видели.) Выглядело смешно: один Ваня стоит в дверях поезда и придерживает их, а другой (тот, который я) в это время пулей бежит к середине станции, на ходу раскладывая селфи-палку монопод, затем пять секунд сосредоточенно идет параллельно путям, уставившись в экран и стараясь сильно не косолапить, и так же, пулей, влетает обратно в вагон. В идеале эта сцена должна была занимать время от открытия дверей до их закрытия. Но так как оно сильно зависело от количества входящих/выходящих, заканчивалась она не всегда. Ване в дверях приходилось нагло прерывать ход пьесы и выбегать с рюкзаком (а то и двумя) из поезда. А пару раз он не успевал, и мне приходилось ехать следующим поездом. А пару раз он выбегал вместе со мной, я забегал обратно, а он нет. По-разному было, короче говоря.
В Бутово мы вместо того, чтоб снимать каждую из 4 одинаковых станций легкого метро, сняли одну («Улицу Скобелевскую»), а на остальных устроили себе ланч.
Можешь же, когда хочешь… есть!
— Иван Сурвилло после второго дубля съемки станции «Строгино»
Позже поняли, что если не пропустим еще с полтинник одинаковых по сути станций (а такие есть и в подземке) — придется точно ночевать в метро, нагло выпрашивая укрытие у дежурных по эскалатору бабушек. Так что в сухом остатке у нас было около 140 снятых проходок. Не то чтобы этого было недостаточно для ролика. Но если начинаешь снимать красивые станции, становится трудно остановиться. Единственное, что вызывало у меня опасения — это пересадки. Я знал, что мы рано или поздно перейдем и на эту дрянь.
Пересадки мы должны были делать молниеносно. Но поскольку бегаю я плохо, в отличие от Вани, молниеносные пересадки удавались нам крайне редко. Даже кроссплатформенные, хотя бежать там никуда не надо: пока сообразишь, что пересадка кроссплатформенная, мимо тебя по нужному пути пройдет два поезда, а ты их и не заметишь.
Кстати. Все же знают, что новую схему метро и новые навигационные таблички делал Лебедев? Так вот. За схему — респектище. А за таблички — наоборот. Они красивы, но нечитаемы. А потому бесполезны. Ну, висит там, сверху, что-то. Ну, написано. Пока прочтешь, еще два поезда пройдет.
Конечно, появились у нас и любимые станции. У Вани это «Саларьево», у меня «Воробьевы горы» — приятная станция, свежая. Обе наших фаворитки мы проезжали за первые полтора часа; отчасти это объясняет, почему мы их полюбили.
Все 18 часов мы неустанно вели трансляцию в соцсетях. (Ощущение, что наши родители от компьютеров в тот день не отходили. Спасибо им огромное.) Ссылки дам в конце. А еще должны были пару раз снять и отправить на «Москву 24» ролик с речью вроде «проехали 86 станций, патроны еще есть». Первый ролик отправили сразу, а вот второй — только утром следующего дня. Возможно, это объясняет тот факт, что показали в итоге лишь то, что вы уже видели выше.
А теперь — ролик, смонтированный из проходок.
Монтировал три дня. Концовкой прям горжусь.
а качеством картинки — нет
Выводы:
- Спешка
при съемкесимметричной архитектуры— зло. - Физически стабилизировать айфон на
селфи-палкемоноподе во время ходьбы — почти как капнуть кошке в холку. Почти невозможно. У меня получилось раз пять из ста, не больше. Зато, когда видел такие идеальные кадры, страшно собой гордился, и энтузиазма прибавлялось.
- Камера у айфона относительно селфи-палки — не в центре!
В ролике, как вы, наверное, заметили, не 199 проходок, а гораздо меньше. Все из-за того же цейтнота. Как правило, мы не снимали похожие станции. Бывали, конечно, и исключения — надо же было подстраховаться: а вдруг дубли с красивыми не оправдают ожиданий. Но вроде все обошлось.
Впрочем, когда снимали «Мякинино» (как обычно, марш-броском, ибо до закрытия метро оставалось пять часов, а нужно было еще проехать туда-обратно аналог двух радиальных веток), я отсмотрел получившееся и безапелляционно заявил: фигня. Решили снимать еще раз, по дороге обратно. Второй дубль вышел хуже первого. Бывает и так.
Специально не стал подписывать станции. Если вам вот прям совсем будет нечем заняться — попробуйте восстановить наш маршрут. Ну, или раскопать его в интернете (авторы — Яндекс, помните?) и угадать, какие станции мы снимать не стали.
Под конец мы оба были выжаты, как лимоны. Выглядели примерно так:
Неудивительно, что последние шесть станций мы проехали, склонясь над схемой и в сердцах зачеркивая пройденное. То есть проеханное. Ни о каких съемках уже не могло быть и речи. Так что верхней части Арбатско-Покровской линии у нас в ролике тоже нет.
Ощущения после окончания марафона были странными. С одной стороны, мы только что за восемнадцать с половиной часов проехали всё московское метро, и вроде как надо радоваться, а с другой, мы же только что проехали все московское метро всего за восемнадцать с половиной часов, и на радость по этому поводу сил уже не осталось.
Вот ссылки на наши страницы в соцсетях. ВКонтакте, Фейсбук, Инстаграм. Наиболее часто мы публиковались в Фейсбуке, так что там — самое полное собрание наших метромарафоновских сочинений.
Вот и все, пожалуй. Вот тут — пост Вани.
UPD: А вот здесь — пост про МЦКмарафон, логичное продолжение наших приключений.
Очень здорово! Спасибо за ваш труд. Приятно читать и смотреть. Ролик отличный!
Ваня! Ты Мастер! Напомнил, что метро у нас ГРАНДИОЗНОЕ!
Следующий шаг - сравнение с лондонским, парижским, хельсинкским и, может быть, барселонским.
И с неаполитанским.
Одним словом МОЛОДЦЫ. Д-а.
Спасибо. И-н.