Телевизионное |

Музыка в телевикторинах

У меня появилось хобби — слушать саундтреки телевизионных передач.

Редко встретишь телепередачу с хорошим саундтреком. Если такая и есть — она либо новостная, либо игровая, ибо хороший саундтрек для меня означает драму, а драма — первое, что должно быть в передачах такого рода.

Но вот только додумались до этого, можно сказать, недавно.

В начале двухтысячных на российском телевидении случился телевикторинный бум. Произошло это не без помощи одной британской компании, именуемой Celador, которая на этих викторинах специализировалась. В 1998 году там придумали «Who Wants To Be A Millionaire», и формат за первые два года купили 30 стран, а потом все остальные, где было телевидение. Потом, в 2001, там придумали «Britain's Brainiest» — и этот формат за первые два года купили четыре страны, а потом ещё около двадцати. В России, если вы ещё не поняли, они назывались «Кто хочет стать миллионером?» и «Самый умный» соответственно.


«Кто хочет стать миллионером?» во многом взлетела из-за музыки. До 1998 года абсолютно все телевикторины на британских экранах в плане звукового оформления представляли собой аналог заседания Государственной думы, только с джинглами. Аплодисменты, добрый вечер, дорогие телезрители, вот наши участники, первый раунд, отбивка, вопрос, ответ, весёлая отбивка, второй вопрос, ответ, ответ неверный, ещё ответ, весёлая отбивка. И так далее. На фоне — тишина. Только где-то далеко-далеко шумят студийные вентиляторы.

Создатели «Кто хочет стать миллионером?» захотели драмы, и драма получилась. Во-первых, участники сидят как в Колизее, на них направлен весь свет, и вообще, куда ни глянь, сплошная симметрия. Во-вторых, включена дым-машина, так что свет ещё и виден — и это, если не ошибаюсь, ещё одно ноу-хау, на этот раз личное, световика.

Так выглядела студия во всех международных версиях программы до 2008 года

А в третьих — ни секунды не бывает тихо. Проверьте как-нибудь, посмотрите выпуск, снятый до 2006 года, — тишина настанет только тогда, когда участник проиграет. Всё остальное время на фоне будет играть музыка. И, поскольку звук пропущен через компрессор (а на телевидении, как и на радио, это делают всегда), пока люди в кадре будут молчать, музыка будет выходить на первый план.

Ну, и наконец, сама музыка. Если не хотите смотреть — послушайте. Вот что звучит на фоне, пока участник думает над шестым вопросом:

«Кто хочет стать миллионером». Вопрос 6

До шестого вопроса обычно доходят минут за пять, а потом всю передачу играет вот это, только в разных тональностях и с вариациями. Прерывается только на весёлые отбивки (которые уже не весёлые, а очень пафосные). Если бы до того вы никогда ничего подобного не смотрели — сидели бы как приклеенный перед телевизором, пока действо не закончится.


«Самый умный» через три года повторил успех «Миллионера» в отношении драматичности музыки и графического оформления, но, во-первых, недолго продержался непосредственно в Британии (всего год), а во-вторых, формат купили лишь немногие страны третьего мира; большинство вышедших на экраны версий — европейские. И почти все они сделаны очень плохо (об этом — ниже).

Самый пафосный и красивый кусок саундтрека с заимствованием из Вивальди я на этот раз покажу встроенным в передачу:

Можете целиком посмотреть, там интересно

А теперь отдельно:

«Самый умный». 90 секунд

Саундтрек здесь, как и в «Кто хочет стать миллионером?» — средство выразительности. В российско-украинской версии это его качество пытались сохранять, и практически всегда это удавалось. Предсказуемость формата в «Самом умном» искусно прятали, заменяя на первом плане драмой — в этом основную роль играл, помимо звука, запредельный темп речи Тины Канделаки. Во всех остальных адаптациях, которые мне удалось найти, прятать предсказуемость никто и не пытался: программа напоминает набор реплик, перемежающихся перемещениями камеры (почти всегда неудачными), и ещё музычка там какая-то на фоне играет. Плоско и неинтересно. Вот, например, австралийская адаптация.


Так вот, к чему я всё это. Музыку к «Кто хочет стать миллионером?» и «Самому умному» писал один композитор — Мэттью Стретчен. И это явно лучшее, что он написал. Возможно, так кажется из-за того, что это лучшее просто хорошо встроено в драматургию, но ведь оно её в основном и создаёт, так что что первичнее — драматургия или музыка — вопрос риторический.

Никакая хорошая программа невозможна без хорошего саундтрека.


Ну, а про музыку в новостях (помните, в начале я их упомянул) вам всё расскажет вот это видео:

Страшно жаль, что такая красота делается для такой низости.

Комментировать

Комментировать