Итак, если вы посмотрели фильм, с вами можно делиться мыслями.
Во-первых, в «Джоджо» удивительно проработанный сюжет и персонажи: можно без особого труда составить характеристики на всех, и в них не будет дыр и недомолвок. Про самого Джоджо вы и так всё поняли: маленький мальчик, очарованный пропагандой и, понятно, не задумывающийся о её причинах, про которого офицер гестапо, приходя в дом с инспекцией, так и говорит: «Побольше бы нам таких юных слепых фанатиков». Его мать Рози — какая-то удивительно сильная женщина, которая понимает, что её единственный оставшийся сын — фанатик, но скрывает от него, что работает против тех, за кого он, и что доказательство её работы двадцать четыре часа в сутки сидит в мансарде, получая недоеденные ей ужины. При этом она постоянно слышит от сына высказывания о том, что рейх скоро победит и будет править миром, но умудряется аккуратно их парировать (впрочем, получается не всегда). Про отца мало что понятно, но важен не он, а его отсутствие (из-за которого Джоджо себе Гитлера и выдумал). Капитан Кленцендорф, самое заметное лицо в местном гитлерюгенде, — тоже явно всё понимает, но ему наплевать (или, может, страшно, не знаю). Его помощник Финкель — как и капитан, не на фронте, причём со временем по его поведению становится ясно, почему (забавно, как такие мысли запускаются высказыванием капитана о комиссии с фронта из-за потери глаза). Фройляйн непомнюкакфамилия — единственная фройляйн в подчинении капитана — тупая как пробка. А самый туманный персонаж во всём фильме — друг Джоджо Йорки, но его туманность нам по барабану: он нужен как единственная надёжная отрада Джоджо в окружающей его неопределённости, а ещё чтоб лишний раз посмеяться над рейхом в конце его существования (помните, его призвали и выдали бумажную форму).
Чтобы избавиться от ощущения, что всё это как-то очень картонно, вспомните, что фильм — это трансляция тогдашней реальности глазами десятилетнего ребёнка, испуганного, с промытыми мозгами и неустойчивого к когнитивным диссонансам (которые во второй половине фильма — сплошь и рядом).
Во-вторых, тот, кто придумал засунуть в фильм гамбургские записи The Beatles и немецкую версию «Heroes» Дэвида Боуи, — молодец. И вообще музыка в «Кролике» очень классная.
В-третьих, я почитал оригинальный сценарий, составленный Тайкой ещё в 2012 (и основанный на книге Кристины Лёненс «Птица в клетке»), и там есть интересное.
Например, прямо на первой странице написано, что действие происходит в Вене, а не в Берлине, как подумали многие, и начинается в 1944 году (что плохо вяжется с фразой Рози «Союзники захватили Италию, Франция следующая» за ужином с Джоджо в середине фильма, потому как Италия сдалась союзникам в сентябре 1943). На это же указывает фраза Эльзы «He proposed to me on the banks of the Fluss» («Он сделал мне предложение на набережной… Fluss»), которую она говорит про своего бойфренда и которую на русский язык, естественно, перевели, не разобравшись. А зря. Fluss — не только «река» по-немецки, но и разговорное название реки Вены. Вот поэтому фильмы надо смотреть в оригинале.
Далее — выдержки из сценария, перевод мой.
Наставник юнгфолька (тот, который потом сворачивает шею кролику) называет отца Джоджо дезертиром, а Джоджо не знает, кто такой дезертир:
КРИСТОФ
От него два года никаких вестей. Он просто трус, как и ты.
ГАНС
Да, он дезертир.
ДЖОДЖО
Нет, он сражается!
ДЖОДЖО (Адольфу)
Они назвали меня трусом. И ещё они сказали, что мой папа не воюет, а готовит десерты. Но я знаю, он сражается, сражается за тебя, за меня и за Германию.
АДОЛЬФ
Конечно, сражается! И десерты готовит. Ничего зазорного в этом нет. Боже, его пирожки с заварным кремом — единственное, что поддерживает моральный дух там, на фронте!
На месте, где в фильме мать Джоджо вместе с сыном заявляется в офис капитана, в сценарии Джоджо приходит один, и происходит диалог:
КЛЕНЦЕНДОРФ
...Ты теперь, я так понимаю, мужчина в доме, так что надо придумать тебе занятие.
КЛЕНЦЕНДОРФ
Есть идеи?
ОФИЦЕР 1
Мм, думаю, ты мог бы распространять эту вот информацию.
ОФИЦЕР 2
И доставлять эти призывы.
ДЖОДЖО
Повестки. А мне такую не дадут? Я в хорошем физическом состоянии.
КЛЕНЦЕНДОРФ
Позже, Джоджо, ты только поправляешься. Пока можешь начать с малого. Призывы и пропаганда.
ДЖОДЖО
Ваша воля для меня закон. Я исполню приказ в точности. Стоп, а в чём разница между информацией и пропагандой?
ФИНКЕЛЬ
Просто доставь их, мальчик.
Ну это уж точно могли оставить.
Сразу после Джоджо разносит повестки:
ДЖОДЖО
Хайль Гитлер, герр Груш.
ГЕРР ГРУШ
Что с тобой стряслось?
ДЖОДЖО
Фронтовая рана. Может быть, я получу медаль. Герр Груш, у меня повестка для вашего сына Клауса. Погодите, его же зовут Клаус?
ГЕРР ГРУШ
Да, но он уже там.
ДЖОДЖО
Где?
ДЖОДЖО
О, простите. Фюрер бы им гордился.
ГЕРР ГРУШ
Это обнадёживает. (Берёт письмо.) Меня тоже зовут Клаус.
ДЖОДЖО
Но вы...
ГЕРР ГРУШ
Они призывают нас, ветеранов Великой войны. Молодых больше не осталось. Всё это начинает шататься и трещать по швам. Я даже не знаю, как пользоваться огнемётом или противотанковым орудием. Так глупо.
ДЖОДЖО
Вы можете, чем я, герр Груш. Все должны делать, что могут, и вас это тоже касается. Надеюсь, мне не придётся доносить властям о вашем бездействии.
Хайль Гитлер!
ГЕРР ГРУШ
Пока, Йоханнес.
Хорошая сцена: тут и фанатизм Джоджо, и слабость того, от чего он фанатеет. Тоже зря убрали (хотя, очевидно, сняли, потому что герр Груш указан в титрах).
Через некоторое время Джоджо с мамой отправляются отоваривать продуктовые талоны:
ПРОДАВЕЦ
Три? Я помню, раньше у вас было только две.
ФРАУ БЕТЦЛЕР
А, да, но я придумала более эффективную систему. Теперь я использую три, и на двоих этого достаточно, но мы их растягиваем и едим вдвое медленнее. 3 на 2 — 6, видите? А теперь самое интересное: берём то, что было в начале, умножаем на 3, 7 в уме, отнимаем 2, потом снова прибавляем 2 (потому что нам на самом деле они нужны) и делим это всё на картошку. (Улыбается.) Просто же?
А вот самое интересное. Фрау Бетцлер работает на самое что ни на есть конкретное сопротивление:
ФРАУ БЕТЦЛЕР
Рейх умирает, твой любимый злобный мужик проигрывает. Нечем будет управлять. А отец у тебя уже есть.
ДЖОДЖО
И где он? Выигрывает войну?
ФРАУ БЕТЦЛЕР
Он мужественнее, чем все твои... О боже...
ДЖОДЖО
Мм? У нас другой адрес.
ФРАУ БЕТЦЛЕР
Удивительно, правда? Так интересно!
ДЖОДЖО
Что это значит, мама?
ФРАУ БЕТЦЛЕР
Ой, пфф, ничего, дорогой. Эти дурацкие местные дети хулиганят! Это, вероятно, что-то вроде смешной шутки.
ДЖОДЖО
O-5...?
ФРАУ БЕТЦЛЕР
Это, наверно, их возраст. Ха!
ДЖОДЖО
Это, наверно, их IQ.
ФРАУ БЕТЦЛЕР
Точно! O5! Здорово, мне нравится!
Позже, по сценарию, такое же О5 будет написано на теле повешенной фрау Бетцлер. Ещё позже Эльза объяснит Джоджо, что О5 — это знак австрийского сопротивления и название одной из его групп: O5 → OE → Oesterreich.
В фильме про Австрию — ни слова, а О5 заменено листовками «Освобождай Германию, борись с партией», которые фрау Бетцлер раскладывает по городу и сжигает в камине. Позже такая листовка будет приколота к телу повешенной фрау Бетцлер.
Замена очевидная, но не равнозначная. Понимаю, саспенс, все дела, но мне было бы интереснее пребывать в недоумении, что такое O5, и смутно догадываться, а не предвещать повешение, прочтя листовку. (Тем не менее, предвещение повешения через постоянные крупные планы ног фрау Бетцлер, такие же, какие мы видим, когда она заставляет сына смотреть на других повешенных — очень классный режиссёрский ход, мне понравился.)
А вот ещё одна сцена про когнитивный диссонанс. Сразу после повешения мамы:
Она разрушила бы момент, но контраст бы создала неплохой.
Ещё пара реплик, которые гораздо лучше, чем я, описывают маму:
ЭЛЬЗА
Она не хотела тебе говорить — по очевидным причинам.
ДЖОДЖО
Потому что я нацист.
ЭЛЬЗА
Нет. Потому что она не хотела, чтоб ты знал что-то, что могло бы навлечь на тебя неприятности. Она хотела защитить тебя сильнее всего на свете, сильнее, чем меня. Ты был для неё важнее всего.
Впрочем, это и так понятно.
Ещё вырезанный кусок диалога с Гитлером — уже после того, как настоящий Гитлер застрелился. Шутка могла бы выстрелить, но её убрали из сценария раньше:
ДЖОДЖО
Ты соврал мне. Ты соврал всем и вышиб себе мозги.
АДОЛЬФ
Мозги очень переоценивают, друг мой.
И, наконец, шутка для знающих: «раздражающая музыка», которую исполняет орудие капитана, — это не что иное, как Канон Пахельбеля.
Из всего этого можно выцепить четыре мысли.
Мысль первая — из содержания. Если вы под воздействием пропаганды, вы не разуверитесь в её правильности, пока она (возможно, вашими же руками) не отберёт у вас что-нибудь очень значительное. Если вы при этом ещё и ребёнок — всё, капут. Вы так не узнаете, что всё это время, пока вас воспитывали в гитлерюгенде или любой другой молодёжной организации, вы ели мёд с цианистым калием (причём кормили вас люди, им же и отравившиеся). Вы не поймёте, как вам повезло, если ваши действия или действия тех, кого вы поддерживаете, до сих пор не сломали вам жизнь под прикрытием стремления к мнимой цели. Сцена, где Джоджо бежит за бабочкой по городской площади, пытаясь её поймать, садится на корточки, а потом резко — встаёт, при первом просмотре вогнала меня в ступор минуты на три (хотя до этого, как я уже писал, мне показали похожий кадр как минимум дважды, и я, следя за сюжетом, этого не заметил). Я и до сих пор не могу описать это нормальными словами. Вот это и называется когнитивный диссонанс. Настоящий, а не гротескные выпученные глаза доктора Брауна в «Назад в будущее».
Мысль вторая — из формы и подачи. Никого не надо бояться, а уж тем более — прошлого. Это, во-первых, контрпродуктивно, во-вторых, замедляет развитие, а в-третьих — опасно тем, что может воскресить прошлое в другой форме; что тут причина, а что следствие, каждый решает сам. Был один такой сумасшедший, чья государственная машина с согласия людей превращала их мозги в кашу, заставляя ненавидеть и убивать ни в чем не повинных других людей. Чтоб перестать конкретно его бояться, нужно его высмеять — что в «Кролике» и делается, причём качественно и со встроенным в сюжет обоснованием. Высмеивание не умаляет важности того, что случалось с миром из-за таких сумасшедших, но помогает перестать бояться.
Мысль третья, вытекающая из второй: «Кролик Джоджо» — смерть Гитлера. Окончательная.
Мысль четвёртая: если у меня когда-нибудь будут дети, я совершенно точно покажу им этот фильм лет в десять-одиннадцать. Он достаточно сбалансирован, чтоб привить против симпатии к войне и пропаганде в любом виде, но не создать причину для ночных кошмаров.
Кинопремия «Выбор критиков» в категории «Лучший молодой актёр или актриса» — Ро́ман Гриффин Дэвис за роль Йоханнеса «Джоджо» Бетцлера.
Американской Гильдии сценаристов в категории «Лучший адаптированный сценарий» — Тайка Вайтити.
Да. И ещё «Оскар» и BAFTA, тоже за лучший адаптированный сценарий.
вероятно, дистрибьютор решил что у нас не зайдёт такая лёгкая интонация по отношению к такой трагичной теме, либо там не раскрыта тема, а Вену пришлось спрятать чтобы добавить американские войска, которых в Вене быть не могло
аааа ... оказывается советский солдат берёт 10-летнего мальчишку в плен и потом пленных расстреливают, конечно, советские же все злые, по-другому нельзя, кстати, вы не думаете что, как и Джоджо, находитесь немного в плену шовинизма, только не нацисткого, а американского основанного на либеральных идеях? кстати, почему вы с фильмом "Смерть Сталина" сравниваете, там же вроде тупо пасквиль
Нет, я не думаю, что нахожусь в плену шовинизма: в посте не сказано ни слова о том, что американцы чем-то лучше русских. Идея фильма — не в этом, а в том, что детям очень просто задурить голову. Я делаю скидку на исторические неточности и додумки — это всё-таки не документальное кино, а фикшн. И вам советую.
А со «Смертью Сталина» я сравнил не по жанру, а по содержанию.