Ссылки |

Одиночный пикет в эфире Первого канала

Я молчу уже две недели, потому что нет сил и времени разгрести надуманное и собрать большой пост, содержащий мысль. Не высказав мысль, разбрасываться постами не хотел. Но тут случилось событие, которое я как бывший главред интернет-радио не могу срочно не прокомментировать.

В эфире Первого канала, прям во время прайм-таймовых новостей (понятия не имею, как они там сейчас называются, но раз в кадре сидела Андреева, видимо, это была программа «Время») появилась женщина с плакатом. На плакате было написано «Остановите войну, не верьте пропаганде, здесь вам врут». (Я не «Новая газета», мне можно не опускать текст и плакат не блюрить.)

Вот он, собственно, исторический кадр:

Редактор Первого канала Марина Овсянникова с плакатом в эфире

А вот историческое видео:

Женщину зовут Марина Овсянникова, она работает (вернее, работала) на Первом канале редактором.

Прокомментировать это я могу двумя способами. Во-первых, теперь Марина надолго вписана в историю российской пропаганды как человек, попытавшийся сломать её изнутри, за что ей большой респект и спасибо — за первую хорошую новость за последние дни.

А во-вторых, прямой эфир рулит, дорогие друзья. Я говорил это с момента создания «Сто семнадцать и два» и буду говорить впредь, теперь уже — не только потому, что ощущение причастности к моменту и параллельного существования с происходящим в студии оживляет для зрителя любую происходящую в эфире ерунду, но и потому, что прямой эфир создаёт идеальные условия для людей, пытающихся в условиях тотальной лжи говорить правду: можно успеть сказать правду, пока режиссёр не успел принять решение, каким именно источником её заглушить.

Эфир — это жизнь.

Очень надеюсь, что те мои читатели, которые смотрят эти телеспектакли лжи и лицемерия и почему-нибудь не отписались после моей прямой просьбы, увидели это всё в прямом эфире, и у них таки случился когнитивный диссонанс, пусть даже непродолжительный.

Ссылки |

Курсы: доллар по 150

Источник: rbc.ru в момент публикации этого поста

Фиксирую для истории: курсы доллара и евро, наличные, биржевые и установленные Центробанком.

Дорогие телезрители, ещё раз: посмотрите на эту картинку внимательно. А завтра посмотрите на цены в продуктовом — и проследите причинно-следственную связь. Повторяю: в какой точке это остановится, не знает никто, но если не молчать — точка приблизится.

Встретились два одиночества

В первый раз мы с Михаилом Подивиловым развирутализировались неудачно; пришлось переразрвиртуализироваться.

И Леся в кадре, конечно же

Кроме прочего, его стараниями у меня теперь PGP-ключ есть; а совсем недавно я и не знал, что это вообще и зачем. Если у вас тоже есть, давайте пользоваться — пишите письма: me@ivanvetoshkin.me.

Ура, криптоанархия!

23

Спасибо всем большое за поздравления с днём рождения!

Никогда бы не подумал, что самый главный деньрожденный подарок мне в этом году сделает государственный орган (больше пока ничего не скажу; подробности позже).

А ещё Михаил Подивилов прислал замечательное, в своём стиле (публикую с его разрешения; нет, это не подарок от государственного органа):

Ноты — не просто ноты, а кусок письма Рахманинова Станиславскому. Традиция интересная, надо внедрять

Короче, всем спасибо! More to come.

Новогодние обращения — 2022

В прошлом году, 9 января приблизительно в двадцать два часа и три минуты по московскому времени я пожелал всем в эфире тогда ещё жившего «Сто семнадцать и два» сделать 2021 год лучше 2020.

У меня это, увы, не получилось, как не получилось и у России в целом. Список причин тому нельзя уместить даже на целом экране.

Но я надеюсь, что где-то среди моих читателей найдутся люди, у которых получилось прожить год хотя бы нормально. Локально получилось, не относительно всех, а относительно себя самого. Которые могут, смотря на прожитый 2021, сказать себе фразу «я молодец, потому что у меня всё было хорошо, а людям вокруг меня не было от этого плохо». Если вы существуете и вдруг почему-нибудь ощущаете чувство вины за свою удачу — не надо: лучше научите окружающих, как сделать так же и, главное — как поверить в то, что это возможно. Я эту веру потерял, и мне остаётся довольствоваться слабой надеждой, похожей издали на составляющую часть инстинкта самосохранения.

Но то я. А у вас, может быть, всё совсем по-другому. Если так, то с этим я вас и поздравляю — а не только с новым годом.

Тем не менее, несмотря на всю окружающую муть (и даже во многом из-за неё!), рубрику «Новогодние обращения» я в этом году пропустить не могу; более того, она переносится с 1 января на сейчас, чтобы вам было что включить в новогоднюю ночь, кроме обращения человека, у которого думаемое, делаемое и произносимое уже слишком давно расходятся друг с другом, чтобы его можно было слушать, не затыкая ушей.

Итак:

  • Екатерина Шульман: как обычно, полна сдержанного оптимизма, но настраивает на сдержанность и академизм. Включать в 23:55:30; куранты почему-то обрезаны.
  • Новогоднее обращение человека-2022: журналисты и общественные деятели, объявленные иностранными агентами, говорят об этом кошмарном институте, окончательно пустившем корни в России в этом году, и о том, как важно оставаться внутренне свободными, чтобы не пускать эти корни в себя. Включать в 23:53:50; куранты есть, под них — прекрасная обработка фразы про данное сообщение, известной нынче каждому сколько-нибудь интересующемуся.
  • Обращение телеканала «Дождь» в лице Натальи Синдеевой и, в середине, Дмитрия Муратова и Юрия Шевчука. Адресовано зрителям «Дождя», но в конце хороший пассаж о войне и её недопустимости — а это важно сейчас проговаривать, чтобы не было проговорено только обратное. Включать в 23:54:00; курантов нет.

Не поддавайтесь мраку: во мраке плохо. С новым годом!

Скончалась Татьяна Алексеевна Чудова

Сегодня скончалась Татьяна Алексеевна Чудова, у которой я несколько лет учился композиции и о которой писал в посте про пять прелюдий.

С ней случилась ровно та история, которой я подспудно боялся, лёжа неделю назад в больнице в Озёрах. Со слов ученицы, она повредила ногу на даче и попала в маленькую районную больницу (в городе в Тульской области, население которого — ещё меньше озёрского). Там у неё поднялась температура. Первый ПЦР-тест в этой больнице потеряли (sic!), второй оказался положительным. Ковидного отделения в той больнице не было. Её перевели в Москву, где через шесть дней случилось резкое ухудшение, и — всё.

Когда я лежал, покусанный, в озёрской больнице, при поступлении мне не сделали ни одного ПЦР-теста и не положили в карантин, хотя должны были. На вопрос, как так, который я задал на утреннем обходе, уже успев полежать в палате ещё с тремя такими же непротестированными, врач, одновременно завотделением, ответил: «У меня в отделении пока ни одного ковидного не было».

Пока.

На третий день, обретя способность хоть как-то передвигаться, я узнал, что в отделение ежедневно приходят люди просто с улицы — на перевязку — и маски из них, разумеется, носят единицы.

Убивает не ковид; убивает системное разгильдяйство, которое оправдывается сверху. А ковид — это повод, фактор, многократно усиливающий тенденцию. И когда происходит такое усиление — под каток попадают абсолютно все. Кто угодно. Даже профессора консерватории. Системному разгильдяйству всё равно, кого убивать.

Покойтесь с миром, Татьяна Алексеевна, и большое спасибо вам за заботу и опыт.


Ниже — пьеса для виолончели и фортепиано, которую я написал в двенадцать лет, в 2011 году, в классе у Татьяны Алексеевны, а потом исполнил в Белом зале консерватории на её классном концерте.

Готовя этот пост, я внезапно выяснил, что Дмитрия Волкова, исполнившего партию виолончели, тоже уже нет в живых: он умер во сне в 2014 году. Ему было 26 лет.

Странно и страшно осознавать, что единственный живой человек, который непосредственно причастен к этому исполнению, — я.

Музыка |

Концерт Никиты Мндоянца в БЗК и разница между Рахманиновым и Прокофьевым

Года два назад я слушал в Петербургской филармонии вторую симфонию Рахманинова и второй (кажется) концерт Прокофьева — и Рахманинов мне страшно понравился, а Прокофьев — нет.

А сегодня я сходил на концерт симфонического оркестра п/у Павла Когана и пианиста Никиты Мндоянца в Большом зале консерватории. Давали тоже Рахманинова (третий концерт; естественно, как я мог такое пропустить) и тоже Прокофьева (сюиту по «Ромео и Джульетте»). Ощущения повторились, но исполнением Рахманинова я остался глубоко разочарован.

Почти везде, где можно было скомкать бедного Рахманинова, Мндоянц скомкал: казалось, что музыка льётся какой-то ленивой кисельной рекой вместо того, чтоб звучать чётко и с выделением нужных мест. Две моих любимых цифры тоже пали жертвой комкания (и где они все только берут идею, что их можно играть вот так), а с каденцией в первой части (не грандиозной ossia, а простой, где скерцо в середине) Мндоянц сделал нечто совсем невообразимое: вместо того, чтоб стать отдельным куском, она у него просто прошла мимо, точнее сказать, проплыла: почти ни одной отдельной ноты слышно не было, и если бы я не знал о том, что в этом месте должна быть каденция и о том, что именно в ней должно быть — так бы и не догадался о её наличии. Каденция в фортепианном концерте обычно — часть выдающаяся. А Мндоянцу как-то не выдалось. Редкий случай, когда не музыку спасает исполнение, а наоборот.

А с Прокофьевым вышло интересно. Я очень плохо знаю его творчество (даже тему из «Пети и волка» не помню), и, к своему стыду, понятия не имел, что первая часть сюиты «Ромео и Джульетта» — это первая часть сюиты «Ромео и Джульетта», а не просто музыка из какой-то старой телевизионной рекламы. Но сразу же, как только первая часть закончилась, стало понятно, почему Прокофьев меня никогда не интересовал (а на контрасте с только что отзвучавшим третьим концертом Рахманинова — тем более).

Дело в том, что Прокофьев, по ощущениям, больше писал, чем зачёркивал. А Рахманинов — больше зачёркивал, чем писал.

Если такое объяснение вас почему-то не удовлетворяет, зайдём с другой стороны: прокофьевская музыка слишком спонтанна, чтобы её можно было понять с первого раза. Например, обычно я слышу, какие именно ноты звучат и в какой тональности, а когда тональность меняется, могу это изменение отследить и построить связь между старой тональностью и новой. Рахманинов меняет тональности много, но аккуратно; каждый раз, когда это происходит, можно задаться вопросом «как он, чёрт возьми, догадался, что надо именно вот так?» и не получить ответа, потому что уже следующая модуляция, времени нет философствовать. Прокофьев же меняет тональности как заблагорассудится, без особой системы: захотелось — сменил; захотелось ещё — сменил ещё, в любой момент с чего угодно на что угодно. Прокофьеву вопроса про надо именно вот так не задашь, потому что нет ощущения, что так надо. У него — поток сознания, ему не до обдумывания. Он как будто пишет, не читая.

Мне не хватает ума воспринимать музыку Прокофьева: я не могу глубоко в неё зарыться, понять и получить удовольствие. А в рахманиновскую — могу. Но только когда интерпретация не предполагает, что музыка — это кисель, а не музыка.