Новогодний марафон на «Сто семнадцать и два»

Всячески противлюсь тому, чтобы мой сайт выглядел как усреднённая страница в фейсбуке, но всё равно не могу удержаться, чтоб не проанонсировать очередной проект.

Два месяца назад мы на «Сто семнадцать и два» провели Хэллоуинский марафон — пять часов прямого эфира подряд с участием почти всех ведущих радио. Получилось хорошо, а где-то даже лучше ожидаемого. Поэтому сразу же, как только пять часов эфира закончились, решили повторить.

Итак, с 6 по 9 января в нашем эфире будет Новогодний марафон.

Концепция на этот раз другая: ведущие будут не просто вести свои программы в марафонном формате, а приходить в программы друг к другу — и не на час, а на два часа. Если вы знаете, что у нас за программы, вы без труда поймёте, что с чем скрещивается, а если нет — пройдите по ссылкам, там есть и описания, и старые выпуски. Для удобства, если навести курсор на ссылку, вместе с ней подсветятся все ссылки, которые ведут туда же.

  • 6 января с 20:00 до 22:00 выйдет двухчасовой выпуск «Бах его знает», в котором в гости к музыканту Ольге Матиевой придет культуролог Аша Комаровская. Они обсудят классическую музыку в кино и будут громко восхищаться советскими композиторами, японскими роялями и канадскими маньяками. Обещают много хорошей музыки, умных мыслей и внезапных рекомендаций (здесь могу ручаться: однажды мы обсудили с Ашей «Queen’s Gambit», после чего у меня появился список сериалов и фильмов на просмотр, целиком занимающий лист А5 некрупным почерком);
  • 7 января с 20:00 до 22:00 — двухчасовой выпуск программы Аши «Культурный слой» с ведущими программы «Мишень вокруг стрелы» — про нелинейность времени, ценность ностальгии, дыхание новой жизни и подводные течения фандомов (автор этого блога не знает, что это такое). Речь пойдет о римейках фильмов, франшизах сериалов, громких продолжениях-историй-через-десять-лет-после-первого-фильма и третьих томах книг, написанных сыновьями и внуками.
  • 8 января с 20:00 до 22:00 — двухчасовой выпуск «Мишени вокруг стрелы». Здесь, в тишине абаканской полно́чи (!), где кровь Абакана (реки, видимо) мешается с кровью Енисея, а во всех православных храмах славят Марию, сплетутся воедино голоса Одинокого®, Надвигающегося® и их гостьи Воздушной®. Такое происходит лишь раз в году и длится всего два часа, не забудьте поставить будильники. (Также в программе: лютая метель, простор водной глади, хакасские памятники, реально бурное празднование дня богородицы, буддисткие храмы на фоне, сюр.) Короче, торжество туманности и абсурдизма. Так-то это импровизационная программа, в которой ведущие просто разговаривают, иногда выдавая афоризмы, но восьмого числа, вот, видите, про Абакан будет. Интрига.
  • 9 января с 20:00 до 22:00 — двухчасовой выпуск «Семи рукопожатий до Александра Сергеича», литературного журнала Стани́слава Фоменко; помогать ему будем мы с Ольгой Матиевой. Не знаю, какое произведение он будет читать, но в анонсе обещаются гирлянды и новогоднее настроение, так что, видимо, тоже что-то тематическое. Как только станет известно, я обновлю пост.

Моих эфиров в марафоне не будет, но я буду сидеть за пультом и иногда встревать, если что-нибудь отвалится. Мне будет приятно, если вы послушаете и напишете потом (здесь в комментариях или мне на почту), понравилось вам или нет. А если вы слушали наш Хэллоуинский марафон и вам понравилось — расскажите про новогодний марафон в своих соцсетях.

После марафона мы уйдём в отпуск и вернёмся в феврале, немного изменив формат радио.

Новогодние обращения — 2021

Традиционная, начавшаяся год назад в моём телеграм-канале рубрика «Новогодние обращения»:

С новым годом, и пусть хотя бы его конец будет лучше конца 2020.

Queen’s Gambit

По-моему, вышедший месяц назад сериал «Queen’s Gambit» (или, в переводе, почему-то «Ход королевы», хотя «Ферзевый гамбит» мне кажется более правильным вариантом) — хороший пример проекта, про который нельзя сказать вообще ничего определённого. Какую его составляющую ни возьми, везде найдётся ложка дёгтя, а порой и не ложка, а прямо целая кастрюля. Такой тренажёр реакции на неоднозначность.

Во-первых, он предсказуем — главным образом в деталях, но и в сюжете тоже. Я, пока смотрел, не раз ловил себя на мысли, что знаю, что произойдёт в ближайшую минуту; это интересное ощущение, конечно, но как-то уж слишком часто оно возникает. Там же, где предсказуемости нет, сюжет нелогичен и дыряв; в итоге ты постоянно пытаешься понять не что происходит, а какого вообще чёрта именно так, а не по-другому (если, конечно, забыть на время вариант «чтобы как-то продолжить»). Даже концовка высосана из пальца. Непонятно, нормально ли это для современных сериалов.

Во-вторых, динамика (вернее, её отсуствие). Можно затянуть фильм и создать атмосферу — см. третий сезон «Твин Пикса» или фильмы Линча в целом, — а можно перегрузить кадрами, которые сообщают какие-то вырванные из контекста подробности, но в общую картину никак не выстраиваются. Вот они и составляют большую часть непредсказуемого; получается поддельная непредсказуемость, деланая. Наверное, так происходит, когда режиссёр продумывает фильм исходя не из идеи, а из имеющихся локаций и ресурсов, но тут я не эксперт, конечно.

Продолжить чтение

Хэллоуинский марафон на «Сто семнадцать и два»

Как-то так вышло, что теперь на моём любимом радио выходят шесть программ (о таком количестве программ одновременно я раньше и мечтать не мог), а эфирная сетка, которую я когда-то сократил до четырёх часов в день, заполнена ими почти наполовину. С ноября программ должно стать восемь, а в день (по будням) должно стабильно выходить по два часа прямых эфиров. Такой плотности не было ни разу. (Возможно, вам кажется, что два часа прямых эфиров каждый будний день — это мало; тогда предлагаю прийти к нам, попробовать вести что-нибудь информативное хотя бы раз в неделю.)

Все эти программы не выходили бы, не появись на радио импровизатор и чтец Стани́слав Фоменко; освоившись сам, он оперативно привёл в эфир ещё трёх человек, и радио, не успев, как сериал «Масяня», в очередной раз закрыться, снова расцвело — за что спасибо Стани́славу огромное (и это ещё не весь список, за что спасибо).

Но мало того. Каким-то образом коллективное сознание редакции радио (теперь, когда в редакцию входит больше одного человека, её можно обзывать редакцией) родило аж целый спецпроект: в хэллоуинскую ночь, с 31 октября по 1 ноября, радио будет работать с 20:00 до 02:00 мск и в эфир подряд выйдут тематические спецвыпуски наших обычных программ. Мы это называем «Хэллоуинский марафон». (Учитывая тот факт, что я и Хэллоуин — вещи диаметрально противоположные, это для меня это новый опыт со всех сторон.) Программы такие:

  • В 20:00 в литературном альманахе «Семь рукопожатий до Александра Сергеевича» Стани́слав Фоменко прочитает несколько текстов о неизбывном ужасе и забытых костях.
  • В 21:00 в программе «Отличный план» Виктория Прокопец расскажет о том, как справиться со страхом начинания нового дела.
  • В 22:00 в музыкальной передаче «Бах его знает» Ольга Матиева научит, под какую музыку никогда не стоит приступать к жертвоприношениям и как в классике обыгрывается тема смерти.
  • В 23:00 в культурологической программе «Культурный слой» Аша Комаровская разберёт несколько аутентичных фильмов про зло-смерть-череп-крест из разных культур.
  • В 00:00 в радиоперехвате «Мишень вокруг стрелы» Одинокий и Надвигающийся продолжат свой вечный разговор о смерти и потерях.
  • С 01:00 в эфире будет звучать тематическая ночная музыка для всех любителей тематической ночной музыки.

Как видите, у нас всё настолько обновилось, что если вы не слушали «Сто семнадцать и два» хотя бы полгода, ни одно из этих имён ничего вам не скажет. Даже Вика Стеблинá, ведущая «Отличного плана» теперь не Стеблинá, а Прокопец. Так что приходите, вас ждёт множество открытий. И мне, да, будет весьма интересно просидеть за пультом пять часов подряд и посмотреть, сразу ли я упаду спать или немного погодя.

Приходите и вы — вам достаточно будет нажать одну кнопку.

P.S. А ещё, вместе с идеей марафона, анонсами в соцсетях, деталями и пр., и пр. ведущие специально для этого дела придумали, а я смонтировал эфирные рекламные ролики, которые тоже достойны внимания. Ими забита вся рекламная сетка начиная с прошлой недели, и во время марафона они тоже будут звучать. Вот вам, скажем, для затравки ролик «Отличного плана». В ролях — Вика Прокопец и её муж Серёга:

Ролик «Отличного плана» на Хэллоуин

РецензииИнтернет |

Телеграм и комментарии

В телеграме с сегодняшним апдейтом появились комментарии. Как видим, с ростом аудитории он, как и все подобные штуки, превращается в свалку UGC (user-generated content), причем если раньше ту часть «экосистемы» канала, которая была свалкой, (то есть чат при канале) можно было вообще не заводить, потому что у тебя канал, а чат — ну это чего-то как-то не то, то кнопку «Комментировать» теперь будут искать многие.

Хотелось бы, чтоб Павел Дуров не переборщил с имплементацией. Впрочем, даже после обновления я не нашёл, как включить комментарии у себя в каналах, так что пока перебора нет. Ура!

В номере The Idler за июль-август 2020 очень правильный текст:

The coronavirus has achieved in months what continual attempts at environmental treaties have failed to deliver: clean and breathable air. The World Health Organisation considers an air quality index of over 25 to be unsafe. Before it enforced lockdown, in the world’s most polluted city, Delhi, the AQI level was usually a severe 200 on a good day, though during peak pollution periods last year they soared well into a life-threatening 900 and sometimes off the measurable scale. But as cars were taken off the roads and factories and construction grounded, AQI levels have now fallen below 20 and blue skies are to be seen again over the previously smogbound city. It’s been the same in such previously toxic capitals as Bangkok, Beijing, Sao Paulo and Bogota, all of which have seen similar transformations in air quality, while, for the first month of the outbreak, pollution levels in China fell 25 per cent across the country despite Hubei province being the only area under quarantine.

However, there are some downsides to all this - one very obvious being that, having been confined to barracks, the citizens of these countries are not at liberty to enjoy these much improved conditions.

The Idler, No. 73

Про сам The Idler я вам еще напишу.

Тщательность

Для меня синоним слова «хорошо» — почти всегда слово «тщательно».

Тщательность бывает двух видов: в техническом плане и в содержательном.

Что такое тщательность в техническом плане, зависит от того, к чему она относится.

Текст — статья, пост в блоге или инструкция по применению чайника — написаны с должной тщательностью, если в них нет грамматических и речевых ошибок. Сайт сделан с должной тщательностью, если им удобно пользоваться и его интерфейс не превалирует над контентом (или превалирует, но самую малость и ради соблюдения концепции, что даёт прибавку к содержательности). Радио сделано с должной тщательностью, если его эфир оформлен, запрограммирован и (last but not least) сведён так, что его приятно слушать. Для видео на YouTube критерий технической тщательности — точный, без багов монтаж и графика там, где она нужна, опять же, не превалирующая над содержанием, но дополняющая его. Для телепередачи — то же плюс строгое попадание в хронометраж. Короче, критерии тщательности в техническом плане — почти всегда аккуратность и внимание к деталям.

Почему-то все думают, что тщательность в плане содержания означает только наличие этого содержания. Это не так.

А как?

Интернет |

Ещё про Integromat

Две недели назад я написал здесь, что Integromat — сервис, который я использую для автопостинга отсюда в соцсети — молодцы, потому что ориентируются на долгосрочную перспективу и закрывают потенциальным спамерам доступ в твиттер. А сейчас уравновешу дифирамб ложкой дёгтя: в письме, которое они прислали тогда, не было ни слова о том, что, оказывается, с 1 сентября они ещё и ограничивают бесплатный тарифный план до двух одновременно активных сценариев. Раньше было можно создавать и активировать их сколько душе угодно. А теперь — два.

Чтоб вы понимали, активный сценарий — это один работающий алгоритм типа «посмотреть, нет ли чего нового там-то, если есть — запостить туда-то, вот так-то изменив». Если алгоритм не активировать — он не будет работать. В алгоритме может быть сколько угодно обрабатывающих действий, но всего один триггер — «посмотреть, нет ли чего нового там-то». Мне, чтобы покрыть базовые потребности, сценариев пришлось активировать не два, а гораздо больше. На бесплатном тарифе есть ограничение по числу операций, не позволяющее особо развернуться и, скажем, проверять, нет ли чего нового, каждые 15 минут — тогда операции быстро закончатся. (Одна операция — это одна проверка или обрабатывающее действие, типа, проверить, нет ли чего нового, или взять оттуда-то кусок текста и записать в переменную, или убрать из него лишние абзацы, или сформировать из двух кусков текста один).

Небесплатные тарифные планы, с нормальным количеством операций, позволяющим проверять несколько сценариев почти ежеминутно, начинаются от 9 $ / месяц. Но платить 9 $ в месяц за тот объём автоматизации, который у меня настроен сейчас, мне невыгодно: если уж платить, надо автоматизировать вообще всё, впадая таким образом в зависимость от сервиса. Поэтому я дважды подумаю, прежде чем переходить на платный план: с одной стороны, за девять долларов я могу наавтоматизировать столько и настолько подробно, что почти никогда не придётся больше открывать соцсети или админку блога, чтоб запостить туда что-нибудь мелкое (а когда добавят ВКонтакте — никогда не придётся); с другой стороны, если с Integromat что-то случится, мне придётся в авральном режиме вспоминать, что же я там такого наавтоматизировал, и судорожно переносить всё это на другой, незнакомый мне сервис. Дилемма.

Так что c точки зрения отношения к клиенту Integromat не молодцы (хотя автоматизация у них всё ещё самая адекватная из всех). Такая мысль неизбежно возникает у клиентов, которые пользовались сервисом бесплатно, а потом вдруг встали перед необходимостью платить; рациональным умом я понимаю это, но эмоциональный осадок остался.

Про голосовые сообщения

Голосовые сообщения, или войсы, в мессенджерах — это такой способ сказать собеседнику: «Я ценю своё сиюминутное удобство выше твоего постоянного».

Разберёмся, почему. Для этого составим список плюсов и минусов войсов как инструмента коммуникации.

Минусы

  1. Сначала очевидный минус: войсы — это прямая речь. «Э-э-э», «ну-у-у», «типа» и остальное — прилагается к войсу вне зависимости от того, хотите вы как получатель это слушать или нет. От этого частично спасает функция удвоения скорости, но даже в 2020 году она почему-то есть не во всех приложениях, где можно отправить войс. Возможно, на это нет должного спроса; тогда его надо создавать.
  2. По войсам (как и по подкастам, как и по любому аудио) невозможно искать, не проклиная собеседника. Войс — это поток, который нельзя визуализировать. Чтобы найти важный кусок информации в войсе, нужно приблизительно помнить, когда вы с собеседником могли эту информацию обсуждать, а потом долго слушать все войсы за этот период времени. Чтобы найти важный кусок информации в текстовой переписке, нужно набрать один поисковый запрос, а потом выбрать нужную дату из выпавшего списка. Всё.
  3. По той же причине, что и в 2., войс нельзя быстро проглядеть и оценить смысл. Если в войсе на минуту 55 секунд говорят А, нет ровно никакой гарантии, что оставшееся 5 не будут употреблены на то, чтоб сказать Б (которое может быть, с точки зрения собеседника, в миллион раз важнее А). Чтобы прослушать войс длиной в минуту, вам даже с упомянутым выше удвоением скорости придётся потратить тридцать секунд. Текст же вы увидите сразу целиком, и ваш мозг обработает его с несравнимо более высокой скоростью. Восприятие информации через чтение происходит со скоростью, с которой мозг сканирует текст; восприятие информации через слушание происходит со скоростью речи говорящего. Читатель, вдумайся в это сравнение, и тебе станет не по себе.
  4. В уведомлении о пришедшем текстовом сообщении написана пара строк, из которых, как правило, можно уловить основной смысл целого сообщения, понять, срочное ли оно, и, если надо, отложить переписку до удобного момента. В уведомлении о войсе написано «Voice message». Если кому-нибудь в истории удавалось извлечь из этого какой-то смысл, не открывая сообщение, — возможно, в скором времени этот телепат внесёт значимый вклад в мировую науку.
  5. Войсы неудобно слушать. С тех пор, как разработчики всех главных мессенджеров додумались до функции, позволяющей поднести телефон к уху и слушать войс через передний динамик, — с телефона стало удобно. С компьютера — не стало, всё ещё нужны наушники, но почти всегда можно открыть телефон и послушать с него.

А теперь плюсы